Трагедии предательства

Трагедии предательства

За свою историю Россия пережила две волны общественной любви к экзотической Колумбии. Первую – в конце 18-го-начале 19-го веков, когда духовный лидер борьбы испанских колоний за независимость Франсиско Де Миранда встречался с Екатериной, а денди щеголяли в «широких боливарах», названных в честь создателя Великой Колумбии. Вторую – в 1970-х, когда откровением для отцов и детей одновременно стала проза Габриэля Гарсия Маркеса, зачаровавшая русскую интеллигенцию. Теперь, увы, о колумбийском кофе и мафии в России знают гораздо больше, чем о кинематографе. А зря: у него весьма необычное выражение лица. Любителям «мыльных» страстей лучше держаться от него подальше. Ему свойственна повышенная серьезность, патетичность, чувство собственного достоинства, присущих всем без исключения жанрам. «Не спешите хоронить кондора» Франсиско Нордена – обращение к незаживающей ране Колумбии, гражданской войне, продолжающейся с 1948 года. Фильм – клиническая картина начала «болезни», расползания страха и насилия, превращения застенчивого провинциала-астматика в вождя «эскадрона смерти». «Люди из агентства «Универсал» Федипе Алхуре – «Черный» фильм, который на европейский взгляд может показаться сначала гротеском, пародией: уж слишком смачно хохочут его герои-мачо, частные детективы, делящие возлюбленную. Но в Колумбии с любовью не шутят: бурлеск окажется трагедией предательства и мести. «Время умирать» Жоржа Али Триана даст уникальную возможность увидеть воочию мир Гарсия Маркеса – провинциальный, выжженный солнцем, ничего не забывающий и ничего не прощающий. Ближе всего к европейской традиции «Продавщица роз» Виктора Гавирия, вариация на тему «Маленькой продавщицы спичек», превратившейся в побродяжку с улиц ночной Боготы. Тем же, кто бежит чрезмерной серьезности, можно посоветовать обратить внимание на программу короткометражных фильмов, как всегда, более ироничных и провокационных, чем «большое» кино.

Михаил ТРОФИМЕНКОВ